Отделение раннего вмешательства

 

Заведующая отделением раннего вмешательства

Белобородова Светлана Ивановна

8 (39155) 5-75-57

ул. Советская, 1а

(чтобы подробнее узнать о развивающих группах — нажмите на картинку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое раннее вмешательство?

Программы раннего вмешательства (early intervention programs) были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни.

Их цель – как можно раньше выявить нарушение развития ребенка и помочь детям и их семьям.

Чем отличаются программы раннего вмешательства от других программ помощи детям?

Родители маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний.

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир.

С момента рождения наиболее важным для малыша являются его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность. Поэтому в программах раннего вмешательства важная роль отводиться родителям, их активность и мнение являются столь же значимыми, как и участие профессионалов.

Клиентами Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей от рождения до 3 лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами. Это дети, которые:

  • имеют выявленное отставание в развитии;
  • имеют медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
  • проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
  • входят в группу биологического риска.

Показания для направления детей в отделение раннего вмешательства

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые имеют следующие проблемы здоровья и развития:

  1. Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.
  2. Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Это следующие нарушения:
  • Снижение слуха 2-4 степени.
  • Слепота, слабовидение.
  • Церебральные и спинальные параличи любой этиологии.
  • генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.).
  • наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.).
  • врожденные аномалии развития:
  • аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.);
  • аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т. п.).
  • тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п.
  • злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.)
  • серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.
  1. Дети биологической группы риска
  • недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм;
  • дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель;
  • дети, перенесшие асфиксию в родах;
  • дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии.
  1. Дети социальной группы риска
  • дети родителей, имеющих психические заболевания;
  • дети, подвергающиеся насилию;
  • серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса;
  • дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией;
  • дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет);
  • дети беженцев;
  • дети из семей, направленных социальными службами;
  • другие категории семей группы социального риска.

Результатом работы отделения раннего вмешательства является:

  • Предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями.
  • Обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.
  • Ранняя помощь ребенку и семье
  • Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания).
  • Определение состояния психического развития ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
  • Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи.
  • Междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой.
    Отслеживание эффективности ранней помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
  • Социально-психологическая поддержка родителей и семьи.
  • Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями.
  • Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития.
  • Предоставление информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, о государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.